Логотип Мотошкола.ру

Таджикистан

 

Таджикистан - самая маленькая страна Центральной Азии, входившая в состав СССР.
93% территории - горы. Причем, не просто горы, а Памир - крыша мира. Памир стал заключительным аккордом российской экспансии в центральной Азии. В 1895 году Россия и Великобритания  обменялись нотами по вопросу раздела сфер влияния на Памире. Часть территории вошла непосредственно в состав России, другая часть в подконтрольный империи Бухарский эмират. Басмачи вели себя плохо и в 1920-м году пришла Красная армия и сделала всем сектымбашка БНСР - Бухарскую Народную Советскую Республику, а еще через 4 года басмачей разделили по национальному признаку, расформировав БНСР и создав республики, в том числе Таджикистан.
Таджики - это нетюркоязычные обитатели Средней Азии. То есть таджики это не арабы, а иранцы, или даже арийцы (не следует путать немецкими арийцами) Кстати, 2006 год в республике был объявлен годом арийской культуры. Считается, что половина взрослого мужского населения Таджикистана трудится в России, другая половина пакует чемоданы дома, чтобы сменить первую. Именно по ним мы и судим, но что бы понять, нужно самому приехать и увидеть, что это далеко не так. Потом посыпать голову пеплом и вернуться домой. Те таджики, которых мы не встречаем на стройках или уборке улиц, живут в Таджикистане и чтобы с ними познакомиться, нужно, как минимум туда приехать и мнение поменяется.


Попасть в Таджикистан своим ходом можно через Киргизию и Узбекистан. Узбеки со своими соседями не очень дружат и поназакрывали международные пункты пропуска, оставив всего 2!
Один МАПП "Сариасия" находится на трассе М41 недалеко от Душанбе, второй - "Ойбек" севернее - по пути из Ташкента в Худжант, есть еще третий пост, но он работает только в светлое время суток и расположен неудобно

Проходить через Ойбек удобно, если собираешься попасть в воспетые Визбором Фанские горы.

Букинг.ком здесь не работает, поэтому, если хотите забронировать размещение, гуглите базу Вертикаль-Алаудин, например. А лучше воспользуйтесь услугами профессионалов

Из Худжанта в Душанбе ведет вполне приличный платный автобан. Мотоциклам можно объехать сбоку от пункта приема оплаты. Единственное злоключение на маршруте - преодоление удушливого Анзобского тоннеля, именуемого в народе "жопа циклопа". 5 километров без вентиляции, между торчащими из-под воды арматурами. Но ведь должны же его когда-нибудь доделать?
Чтобы не попасть под выклянчивание бакшиша на постах БДА(ГАИ) желательно в Душанбе оформить пропуск в ГБАО(Горно-Бадахшанскую Автономную Область) с указанием маршрута.

Лучше туда вписать все места, которые вдруг захочется проехать, даже если первоначально не планировали. Кстати, о документах: с 2016 года гражданам России для посещения Таджикистана требуется загранспаспорт. Высокие горы, низкие цены и своеобразное местное население привлекают в Таджикистан все больше и больше любителей приключений на свою жопу, поэтому некоторая жесткость относительно документов оправдана.

Здесь вам не Европа. К тому же по соседству расположен Афганистан, из которого, если верить СМИ, исходит самый мощный наркотрафик и его пути могут пересечься с вашими.


Периодически в горах устравают военные спецоперации, кого-то ловят, кого-то отстреливают, в такие моменты, как правило перестают выдавать пропуска в ГБАО. В Хороге нам показали здание милиции, недавно соженное какими-то повстанцами бандюками.
Попасть в Хорог из Душанбе можно двумя путями - через Шуробод, вдоль Пянджа - именно там проходит Старый Памирский тракт - вырытый русскими саперами еще в 19-м веке или через Тавилдару по перевалу Хабурабат. Красиво и там и там. Обе дороги сходятся в поселке Калайхум, куда уже постучалась цивилизация, здесь можно увидеть многоэтажные дома из стекла и бетона и банкоматы.

Местами даже проглядывает асфальт. Если ехать дальше вдоль Пянджа по Памирскому тракту, то попадете в достаточно большой город - Хорог. Это самый южный город бывшего СССР.  Здесь есть даже аэропорт, правда локальный. В Хороге уже работает и букинг.ком и рестораны и гиды, и общественный транспорт.

Из города можно поехать по асфальту в горы, что абсолютно безыдейно, либо продолжить путь вдоль Пянджа и побывать на самом одном из самых
экзотических восточных рынков в Ишкишиме.

Рынок на ходится на острове и является нейтральной территорией. Раз в неделю туда выпускают жителей Афганистана и Таджикистана устраивать дьюти-фри, предварительно забрав паспорта.

В отличие от подобного рынка на мосту в Хороге, где торгуют всякой китайской пластмассой, здесь действительно можно найти что-нибудь аутентичное. Местное население барыжит всяким необходимым, как-то: мылом, спичками, теми же китайскими безделушками, одеждой и даже бэушными кроссовками. Для белого туриста, конечно же интересны шапки-пуштунки - пакол.

А для таджикского пограничника все белые туристы на одно лицо. Диалог между туристом и пограничником, держащим в руках паспорт туриста:

- как тьебя зовут?

- Миша!

- ниеправилно!

- Михаил! тьепер правилно!, проходьи.


Дорога из Ишкишима в сторону Мургаба - самая интересная, сначала она идет вдоль Пянджа, потом вдоль какой-то речушки в ваханском коридоре, разделяющей границы двух государств.

Людей здесь почти не встретишь, кроме кочевников на том берегу, только в самом конце этого маршрута есть маленький поселок с погранпостом - Харгуш.

Заправляться желательно при любой возможности

Места здесь дикие и красивые. Здесь проходил шелковый путь и только "самые отважные путешественники смогли добраться сюда".

Первым был Марко Поло, который пройдя по Ваханскому коридору, написал, что "горные хребты высоки настолько, что даже птицы не перелетают через них. Мороз же так суров, что огонь костра меняет свой цвет и силу, не давая людям согреться."


В Мургабе есть цивилизация, горячие источники, магазин, столовая и гостиница. Если соседний Хорог - самая южная точка СССР, то Мургаб - самая высокая. Высота над уровнем моря 3600, практически как Куско в Перу. Только климат посуровей.

Зимой до минус 50, летом до плюс 40, средняя годовая температура - 0. Из растительности -только трава, население в основном памирцы и киргизы, таджиков почти нет, основан город русскими.


Из Мургаба в Ош ведет наезженная, местами асфальтированная дорога, часто встречаются китайские фуры и безумные туристы, на всех видах транспорта, даже на велосипедах.

По пути придется преодолеть перевал Ак-Байтал - опять же самый высокий в бывшем СССР - 4666 м. и озеро Каракуль - тоже самое. Но на этот раз в пределах Таджикистана - самое большое. Но и находится оно достаточно высоко - даже выше на 100 метров, чем Титикака в Перу. Пограничные пункты Таджикистана и Киргизии находятся на расстоянии 20 километров друг от друга, так что, если вы что-нибудь забудете, то возвращаться придется далеко и не по самой хорошей дороге. Мотошкола рекомендует после прохождения границы остановиться на ночлег в киргизском поселке Сары-Таш, чтобы на следующее утро встать пораньше и увидеть Памир на рассвете.


хуш омадед тоҷикистон
 


Мы в соц.сетях